Статьи

На территории современной Якутии найдены подтверждения того, что для езды и охоты собак стали использовать еще в эпоху неолита. Объясняется это тем, что в тундровом и прибрежном Заполярье просто не было других пригодных для перевозки грузов животных. Зато можно было добыть корм на долгую зиму. При этом со временем люди добились больших успехов в технике передвижения и подготовке собак.

Вот что писал об этом знаменитый путешественник Амундсен: «…в езде на собаках эти русские и якуты стоят выше всех, кого мне приходилось видеть». Кстати, северо-восточная колымская нарта и сегодня считается уникальной. Легкая, собранная без единого гвоздя, только на ременных связях-амортизаторах, она обладает большой упругостью и прочностью и лучше других конструкций пригодна для езды по неровной местности и среди камней.

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Первые письменные упоминания о собаках, живущих на территории Якутии, относятся к 1633 году. В этом году был совершен первый морской поход из Лены. Во главе отряда из торгово-промышленного люда стоял Енисейский пятидесятник Илья Перфильев. Тогда ему удалось открыть реки Оленек, Яна и Индигирка, но в документах того времени их называли «собачьими». Впрочем, на северо-востоке Сибири все реки тогда делили на «собачьи» и «оленные». Собачьими называли реки, богатые рыбой. Там же, где рыбы не было, для транспорта использовали оленей.

ОКАЗЫВАЕТСЯ
Как «особенная порода», которая «является необходимым домашним животным для езды и охоты», якутская лайка была описана в «Руководстве к географии Российской империи 1843 года». В нем говорится, что для «почтовой гоньбы» из Якутска и далее на Камчатку использовалось до 20 саней, в которые запрягалось обычно 10 собак: по две в ряд на длинном ремне, с передовой одиннадцатою. Средняя скорость по бездорожью на длинных дистанциях составляла до 10 км/час, на трассах зимних дорог длиной в 250 км – до 15 или даже 17 км/час. Легковая нарта могла пройти и 250 км за 15 часов, а 750 км – за 3 суток. Причем по хорошей дороге упряжка везла неограниченно долго до одной тонны груза.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Первое упоминание о численности якутских лаек можно встретить в книге «Статистические таблицы Российской Империи», изданной Министерством внутренних дел в 1856 году. В ней указано, что для езды в Якутской области в те годы использовали уже 15 тысяч 157 собак и все записи тех лет подтверждают тот факт, что, в отличие от лошади и оленя, собаки были самым надежным и сознательным помощником человека.

НА ЗАМЕТКУ
«Дайте мне зиму и собачью упряжку, а остальное возьмите себе!» Эти слова принадлежат знаменитому путешественнику Кнуду Расмуссену, который осуществил одно из самых грандиозных в истории человечества путешествий на собаках. Вместе со своими соратниками этот датский этнограф прошел восемнадцать тысяч километров – от Гудзонова залива до Чукотского полуострова.
Благодаря ездовым собакам было совершено множество географических открытий. На собачьих упряжках покорены оба полюса Земли, а американцы для освоения Аляски вывозили собак с Колымы вплоть до 20-х годов прошлого века.

ЭТО ВАЖНО
В нашей стране порода признана и уже является частью национального достояния. Интересно и то, что в этом году именно якутская лайка по кличке Арагорн стала победителем экстремальной гонки Baikal Race-2014 в дисциплине скиджоринг на дистанции 100 км.
Общий вид якутской лайки
Якутская лайка крепкая, с хорошо развитой мускулатурой, среднего размера, компактная, умеренно высоконогая собака, с толстой, но без признаков сырости кожей. Шерстный покров хорошо развит и должен быть достаточным для проживания и работы в суровых арктических условиях. Половой тип хорошо выражен, кобели крепче и мощнее сук.

Рост и вес якутской лайки:
кобели – желательный рост – 55-59 см, оптимальный – 56 см;
суки – желательный рост – 53-57 см, оптимальный – 55 см.

Автор Яна Розова

Комментарии ({{treeData.length}})

* Грубые и нецензурные комментарии будут удалены